Терминология сосредоточения

Другие языки

Внимание, ясность и осознавание

Внимание (yid-la byed-pa) – умственный фактор (sems-byung, сопутствующее осознавание), благодаря которому происходит фокусировка на определённом объекте.

Внимание, как постоянно функционирующий умственный фактор (kun-‘gro), сопутствует каждому моменту умственной деятельности (sems, ум), а значит, и двум её определяющим характеристикам:

  • ясности (gsal) – познавательному возникновению (char-ba, shar-ba) познаваемой видимости (snang-ba) объекта, который может и не быть в фокусе;
  • осознаванию (rig) – познавательному вовлечению (‘jug-pa) в познаваемую видимость объекта, которая не всегда сопровождается пониманием.

Внимание – это также способ познания определённого объекта (‘dzin-stangs). Слово «способ» здесь имеет два значения:

  • как воспринимается познаваемый объект – например, страдание воспринимается как счастье или как то, от чего следует избавиться;
  • как познаётся объект – например, старательно, с восстановлением, непрерывно или спонтанно (Прим. ред.: это технические названия четырёх режимов работы внимания).

Памятование

Памятование (dran-pa) – умственный фактор, благодаря которому сохраняется умственное удерживание (dzin-cha) объекта. Памятование подобно «умственному клею», оно выполняет три функции:

  • Не позволяет вниманию забыть об объекте или потерять его.
  • Удерживает внимание на объекте в течение того или иного времени.
  • Поддерживает непрерывную связь с тем, что было увидено, услышано или известно ранее. В этом смысле оно означает вспоминание того, что уже было, и, следовательно, термин «дрен-па» можно также перевести как «вспоминание».

Западное слово «памятование»

Когда западные люди под памятованием понимают осознанность в отношении своих эмоциональных или физических ощущений или своей мотивации, это не соответствует умственному фактору дрен-па (санскр. смрити, пали сати), который обычно переводят как «памятование».

Согласно гелугпинскому объяснению философских систем саутрантики, читтаматры и йогачары-сватантрики-мадхьямаки, а также негелугпинскому объяснению как этих систем, так и мадхьямаки-прасангики, функцию запоминания в западном смысле выполняет рефлексивное осознавание (rang-rig). Рефлексивное осознавание сопровождает познание, делая его своим объектом, благодаря чему мы можем вспомнить его позже (dran-pa).

Согласно прасангике гелуг, эту функцию выполняет само познание с помощью неявного отчётливого восприятия (shugs-la rtogs-pa). Достоверное познание явно понимает свой объект и неявно – само себя. Отчётливое восприятие объекта (rtogs-pa) означает его правильное и уверенное познание.

Поэтому, несмотря на то что в западном буддизме уже утвердился перевод дрен-па как «памятование», лучше думать об этом как об «умственном клее». Это умственный фактор, который сохраняет ментальное удержание объекта, предотвращая потерю фокуса.

Фиксация ума (сосредоточение)

Фиксация ума, или сосредоточение (ting-nge-‘dzin, санскр. самадхи), – это умственный фактор, который сохраняет тот или иной уровень умственного пребывания (gnas-cha, умственное размещение) на определённом объекте. Если есть умственное удерживание объекта, то существует и умственное пребывание на нём. Эти термины описывают одно и то же умственное событие с двух разных точек зрения. При однонаправленном сосредоточении эти тибетский и санскритский термины можно перевести как «поглощённое сосредоточение».

Бдительность

Бдительность (shes-bzhin) – это умственный фактор, который проверяет, как памятование удерживает объект в фокусе: не потеряно ли умственное удерживание, не слишком ли оно ослаблено или слишком напряжено вследствие подвижности ума или умственной вялости. Тем не менее, бдительность – больше, чем просто рефлексивное осознавание или неявное отчётливое восприятие, которые только замечают, что происходит с медитацией. Она напоминает сигнализацию, которая побуждает восстанавливающее внимание (chad-cing ‘jug-pa’i yid-byed) исправить возможные недостатки, подобно тому как иммунная система приводит в движение лейкоциты, чтобы справиться с инфекцией.

Существуют два типа бдительности:

  • Бдительность, которая естественным образом приходит с памятованием, как солнечный свет – с солнцем. Это означает, что если памятование сохраняет умственное удерживание объекта, то естественная бдительность выполняет проверку и готова исправить любое отклонение. Если же памятование теряет объект или не работает правильно, значит, естественная бдительность не сделала проверку и не запустила механизм устранения ошибки.
  • Бдительность, которая использует небольшую часть внимания, чтобы позже выполнить краткую проверку.

Подвижность ума, блуждание ума и отвлечение

Подвижность ума (rgod-pa, умственное возбуждение) – умственный фактор, который под влиянием страстного желания или привязанности нарушает умственное пребывание на объекте, удерживаемом памятованием. Если проблемы возникают по другим причинам, таким как раздражение, ревность, гордыня, озабоченность собой, сомнение или скука, то это называется блужданием ума (rnam-g.yeng) или отвлечением (phro-ba).

Выделяют два уровня подвижности ума:

  • Грубая подвижность ума. Из-за того что удерживание объекта становится слишком слабым, мы полностью теряем умственное пребывание на объекте. Внимательность переключается на другой объект, который в силу привязанности и страстного желания кажется нам более привлекательным.
  • Тонкая подвижность ума. Мы сохраняем умственное пребывание, но возникает проблема с умственным удерживанием. Есть два вида тонкой подвижности ума:


    • Умственное удерживание недостаточно крепкое, и поэтому появляется скрытая мысль об объекте сосредоточения или о том, что кажется более привлекательным.
    • Удерживание слишком крепкое, и, даже если у нас нет этой скрытой мысли, мы чувствуем нетерпеливость или «зуд», хотим покинуть объект сосредоточения.

Умственная вялость

Есть два подхода к описанию того, как памятование удерживает объект в центре внимания. Мы уже упоминали об умственном пребывании на объекте. Другой подход – с точки зрения создания видимости объекта (gsal-ba, ясность), фактора, который порождает познаваемую видимость объекта.

Умственная вялость (bying-ba, притупленность) – умственный фактор, который мешает созданию видимости объекта, удерживаемого памятованием. То есть ясность нашей медитации нарушается не из-за объекта сосредоточения, а из-за нашего ума.

Существуют три уровня умственной вялости:

  • Грубая умственная вялость. Слишком слабая способность создания видимости не может породить видимость объекта, и поэтому мы теряем удерживание объекта.
  • Средняя умственная вялость. Мы порождаем видимость объекта, но из-за того, что удерживание объекта некрепкое, созданию видимости недостаёт чёткого фокуса (ngar).
  • Тонкая умственная вялость. Мы порождаем видимость объекта с чётким фокусом, но из-за того, что умственное удерживание всё ещё недостаточно крепкое, созданная видимость лишена свежести (gsar) в каждый момент времени. В ней нет новизны, и она слегка надоедает.

Грубая умственная вялость может сопровождаться затуманенностью ума (rmugs-pa). Затуманенность ума – это умственный фактор, когда в теле и уме возникает тяжесть. Затуманенность легко может перерасти в сонливость (gnyid).

Состояние «отсутствия» можно отнести к любому из этих уровней вялости.

Неконцептуальное сосредоточение

Даже если однонаправленное сосредоточение свободно от всех уровней подвижности ума и умственной вялости, оно всё ещё может оставаться концептуальным (rtog-bcas).

Для того чтобы стать неконцептуальным (rtog-med), однонаправленное сосредоточение нуждается также в яркости (gsal-ba, hrig-ge-ba, ясность). Для достижения такого состояния недостаточно избавиться лишь от сопутствующих умственных факторов, которые неблагоприятно влияют на умственное удерживание объекта. Следует устранить ещё и сопутствующий уровень умственной деятельности, который порождает концептуальную категорию объекта сосредоточения. Из-за присутствия этого уровня умственной деятельности внимание сосредоточивается и на объекте сосредоточения, и на его концептуальной категории, которые таким образом предстают нераздельными.

Top