Четыре печати Дхармы

Вступление

Обсуждая любую буддийскую тему, полезно посмотреть, каким образом она вписывается в более широкий контекст. Мы стараемся понять, каким образом данная тема соотносится с четырьмя благородными истинами и с четырьмя опечатывающими пунктами, позволяющими назвать воззрение основанным на просветляющих словах (lta-ba bka’-btags-gyi phyag-rgya-bzhi), которые также известны как четыре печати Дхармы (chos-kyi sdom-pa bzhi). Термин «четыре печати» означает, что это четыре характеристики, которые определяют, что то или иное мировоззрение является буддийским, основанным на словах Будды.

Важно осознавать, что значительная часть буддийского учения не является уникальной. Это важно понимать. Многие его темы можно найти в большинстве других индийских философских систем. Будда, в конце концов, жил в Индии и давал учение в рамках этого культурного контекста. Наставления о сосредоточении и так далее распространены в индийских традициях. Кое-что мы можем также найти в западных системах, например в христианстве, в частности отречение от этой жизни и стремление обрести лучшую жизнь после смерти. Эти идеи не уникальны для буддизма. Но что делает то или иное учение уникальным для буддизма – это его соответствие четырём благородным истинам и четырём опечатывающим пунктам (четырём печатям).

Давайте проанализируем, как пять совокупностей связаны с темой четырёх опечатывающих пунктов. Пять совокупностей – это формы физических явлений, чувства счастья и несчастья, различение, различные типы сознания и прочие воздействующие переменные. Каждый момент нашего восприятия включает как минимум один элемент из каждой из этих пяти групп.

Все воздействующие переменные изменчивы

Первая печать: все воздействующие переменные (’du-byed) изменчивы. Иногда это переводится как «все составные явления непостоянны», но это может сбить с толку. «Непостоянный» – очень запутывающее слово, так как оно создаёт впечатление, что явление длится недолго. Речь не об этом. Некоторые явления меняются от момента к моменту, но могут существовать бесконечно, как поток ума. Мы говорим об изменчивости явлений: они изменяются от одного момента к другому.

Возвращаясь к термину «все воздействующие переменные», «переменная» – это то, что изменяется, независимо от длительности их континуума. «Воздействующая» означает, что эти переменные влияют на другие явления, а также сами находятся под влиянием ещё каких-то явлений. Это относится ко всем изменчивым явлениям.

Под воздействующими переменными здесь имеются в виду пять совокупностей, а не только совокупность прочих воздействующих переменных. Пять совокупностей включают всё, что меняется и может быть включено в тот или иной момент нашего восприятия.

Всё, что возникает и изменяется, зависит от определённых причин и условий и влияет на другие явления. Наши родители, окружение, эмоции, погода, история – абсолютно всё влияет на наше самочувствие и на то, что мы переживаем в нашей жизни, не так ли? То, как мы воспринимаем происходящее в своей жизни, все наши чувства по этому поводу влияют не только на наш будущий опыт, но и на восприятие каждого, с кем мы взаимодействуем.

Первый опечатывающий пункт – все воздействующие переменные изменчивы, то есть меняются от момента к моменту. Почему? Потому что беспрерывно изменяются влияющие на них причины и условия. Это очень глубокий момент. Например, когда мы пребываем в определённом настроении, нам кажется, что оно продлится ещё долго, но на самом деле оно меняется буквально каждую секунду, в зависимости от того, что мы видим, на что смотрим, что мы слышим, от наших физических ощущений. В каком бы настроении мы ни находились, всё время происходят изменения. В вашем настроении нет ничего статичного.

То, что ничто не остаётся неизменным ни на мгновение, называется тонкой изменчивостью. Выделяют грубую изменчивость (mi-rtag-pa rags-pa) и тонкую изменчивость (mi-rtag-pa phra-mo).

  • Грубая изменчивость – это когда явление подходит к концу. Например, если мы покупаем машину или компьютер, когда-нибудь они сломаются. Или стакан рано или поздно разобьётся. Это грубая изменчивость. Однажды эта жизнь закончится. Когда она заканчивается смертью, это и есть проявление грубой изменчивости.
  • Тонкая изменчивость – не только неизбежность смерти, но и то, что каждое мгновение мы приближаемся к смерти. Наша смерть в конечном счёте неизбежна, поскольку оставшееся у нас время непрерывно сокращается в каждый момент. Почему? Потому что наша жизнь и её срок – это воздействующие переменные, возникающие в силу причин и условий. Более того, причины и условия нашего зачатия и рождения на самом деле также являются причинами смерти, потому что эти причины – встреча сперматозоида нашего отца, яйцеклетки нашей матери и нашего сознания, пребывающего в бардо, длится только один момент. Встреча этих трёх факторов характеризуется грубой изменчивостью. Она не длится долго и не продолжает создавать каждый из последовательных моментов нашей жизни. Поэтому, на самом деле, эта встреча – изначальная причина, стоящая за нашей смертностью. Если бы мы не проходили через зачатие и рождение, то и не умирали бы. Мы умираем потому, что мы были зачаты и родились. Поэтому в каждый момент своей жизни мы приближаемся к смерти, в то время как на срок жизни влияют другие временные причины и условия, у которых нет такого же потенциала начать жизнь, как у её исходных причин.

Есть определённые типы воздействующих переменных, которые приходят в упадок или сокращаются, начиная с момента возникновения, например срок нашей жизни. И есть другие явления, которые непрерывно изменяются, но не приходят в упадок, как, например, обусловленная природа ума. Она не разрушается, но на тонком уровне она изменчива, не имея при этом начала и конца. Обусловленная природа ума – это познание объектов с ясностью и осознаванием, и она изменяется от момента к моменту в том смысле, что мы познаём разные объекты, и поэтому наше познание тоже меняется. Другими словами, наше восприятие определённой ситуации зависит от огромного количества причин и условий, которые приводят к этой ситуации и постоянно изменяются, поэтому наше восприятие тоже постоянно меняется. Но само по себе переживание ситуаций – как явление – не разрушается. Оно не слабеет и не приближается к концу, хотя каждая конкретная жизнь заканчивается.

Можно представить умственный континуум в виде непрерывной линии без начала и конца: она не приближается в каждый момент к концу, потому что его нет. Но в каждом рождении эта линия как бы поднимается в момент зачатия, а потом, подобно холму, опускается к окончанию жизни. Затем она поднимается снова к моменту следующего рождения, а потом снова идёт вниз. Таким образом, каждое воплощение подходит к концу, но непрерывность линии бесконечна.

В зависимости от наших компульсивных кармических побуждений в прошлых жизнях, от активирующих их беспокоящих эмоций и от кармических последствий, накопленных из-за совершения действий под их влиянием (то есть от склонностей и привычек повторять эти действия), – наш умственный континуум в этой или следующей жизни предполагает переживание тех или иных пяти совокупностей (скандх). Пять совокупностей возникают как основа наших переживаний в той или иной жизни и как их контент (содержание). Например, поток ума оказывается связан в той или иной жизни с определённой формой жизни и характерным для неё восприятием, например восприятием собаки, таракана, мексиканской женщиной, русским мужчиной и так далее. Форма жизни, которую принимает наш умственный континуум, меняется в каждой жизни. По своей природе он не является умственным континуумом человека или собаки, мужчины или женщины. Каждый умственный континуум индивидуален, но у него нет одной определённой идентичности, которую он сохраняет всегда.   

Очевидно, эта тема требует длительного размышления, чтобы понять все её аспекты, связанные с тем, как мы воспринимаем себя в нашем нынешнем рождении и абсолютно всех остальных существ, включая тараканов. Это просто вступление, давайте перейдём к следующему пункту.

Всё испорченное является страданием

Второй опечатывающий пункт – всё, что «испорчено», является страданием, то есть проблематично. Испорченный (zag-bcas), как правило, переводят как «загрязнённый», но это довольно грубо. В соответствии с определением Васубандху из «Сокровищницы особых разделов знания» (Chos mngon-pa’i mdzod, санскр. Абхидхарма-коша), испорченные явления – это явления, из-за которых «возрастают» [другие] испорченные явления. Другими словами, это то, из-за чего возникает больше испорченных явлений. Чтобы понять это определение, важно знать, что в целом «испорченное» – это то, что возникает на основе беспокоящих эмоций и компульсивных кармических побуждений.

Испорченные явления созревают в форме пяти совокупностей познания из последствий кармы в нашем умственном континууме. Компульсивные кармические побуждения, оставляющие кармические последствия, возникают на основе беспокоящих эмоций. Беспокоящие эмоции и компульсивные кармические побуждения, а значит и пять совокупностей, возникают из неосознавания (неведения) того, как мы существуем. Если наши испорченные совокупности сопровождаются неосознаванием, они воспроизводят сами себя. Так возникают новые испорченные совокупности. Этот цикл будет неуправляемо продолжаться, пока мы не достигнем истинного прекращения неосознавания. До этого момента наши пять совокупностей проблематичны и считаются разновидностью страдания, поскольку относятся к испорченным явлениям.

Разновидности страдания

Есть три вида проблем, или страданий:

  • Во-первых, боль и несчастье.
  • Во-вторых, проблема, связанная с тем, что всё постоянно меняется. Здесь имеется в виду наше обыденное счастье: оно не длится бесконечно, его всегда недостаточно, оно никогда не удовлетворяет нас полностью, и мы никогда не знаем, что нас ждёт дальше, поэтому чувствуем себя очень неуверенно.
  • Третья проблема – так называемая всепроникающая проблема. Это наше восприятие от момента к моменту, помимо нашего желания состоящее из испорченных совокупностей. Если наше восприятие возникает из беспокоящих эмоций и компульсивных кармических побуждений и, поскольку мы не архаты (освобождённые существа), у нас по-прежнему есть беспокоящие эмоции, из-за которых накапливается всё больше кармических последствий, – мы будем продолжать создавать беспокоящие эмоции и кармические побуждения. Из этих кармических последствий созреют новые испорченные совокупности, которые станут основой для переживания первых двух типов страдания – или боли и несчастья, или неудовлетворительного обыденного счастья. Такова всепроникающая проблема.

Это очень глубокий момент. То, что мы переживаем в каждый момент, например различные трудности, возникают из-за беспокоящих эмоций и компульсивного поведения в прошлом. Мы по-прежнему заблуждаемся, и поэтому наша реакция на это включает неосознавание того, как мы существуем на самом деле, и таким образом мы создаём себе новые проблемы. Более того, если мы ничего не предпримем, так будет продолжаться бесконечно. Одна проблема будет следовать за другой, и так будет продолжаться бесконечно, из жизни в жизнь. Что бы с нами ни происходило, у нас будут возникать беспокоящие эмоции, мы будем действовать исходя из компульсивных побуждений, основанных на неосознавании, создавая всё больше проблем. Помимо нашего желания мы продолжим сталкиваться с новыми проблемами. Это всепроникающее страдание.

Все явления пустотны и лишены невозможной души

Третий опечатывающий пункт: все явления пустотны и лишены невозможной души (bdag-med). Обычно эти термины переводят как «пустота» и «бессамостность», но я предпочитаю термин «отсутствие невозможной души», потому что санскритский термин – анатман – означает отсутствие атмана, о котором говорят небуддийские индийские системы.

Что имеется в виду под «невозможной душой»? Все буддийские философские системы отрицают невозможную душу личностей, но только махаянские философские школы также отрицают невозможную «душу» явлений. Поскольку четыре печати относятся ко всем буддийским философским системам, в этом контексте третья печать отрицает только то, что в наших совокупностях есть невозможная душа личности. Что касается всех явлений, отрицается только то, что они могут быть объектами, которыми пользуется или которые познаёт невозможная душа личности.

В большинстве философских систем говорится о двух уровнях невозможной души личности.

  • Грубая невозможная душа – это душа, с которой мы отождествляемся, считая её своим настоящим «я» – неизменным и монолитным целым, лишённым частей и способным существовать независимо от тела и ума, другими словами, от пяти совокупностей. Как будто существует отдельная «душа», которая независима от всего, что мы воспринимаем, которая использует наше тело и ум, подобно механизмам, для восприятия вещей, и является автором голоса в нашей голове.
  • Тонкая невозможная душа – это самодостаточно познаваемое «я», или личность. «Самодостаточно познаваемый» означает, что эту «душу», или личность, можно познать саму по себе, независимо от совокупностей.

Вот что имеется в виду под невозможной душой. Такая душа невозможна. Не существует отдельной души, которую можно познать саму по себе – найти её и сказать: «Это я». Такой души, существующей и познаваемой отдельно, не существует.

Третий опечатывающий пункт включает два термина: «пустотны» и «лишены невозможной души». В соответствии с некоторыми объяснениями, «пустотны» означает, что среди совокупностей нашего восприятия нет личности, которая существовала бы как грубая невозможная душа; в то время как «лишены невозможной души» относится к тому, что у совокупностей нет тонкой невозможной души. В соответствии с другим объяснением, «пустотный» означает, что наши совокупности лишены личности, которая существовала бы как невозможная душа и была бы или идентична совокупностям, или полностью от них отдельна. А термин «отсутствие невозможной души» – следующий из этого вывод; мы можем заключить, что среди всех познаваемых явлений нет такой вещи, как невозможная душа личности. В объяснении прасангики третий опечатывающий пункт касается личности («я»): у личности нет самодоказанной, неотъемлемой идентичности.

Понять третью печать очень важно. В пяти совокупностях, составляющих наше восприятие, отсутствует душа, которая была бы отдельна, познаваема сама по себе и идентична или одной из совокупностей, или всем пяти. Это очень важный момент. Если его не понять, возникнет путаница. Например, иногда мы думаем: «Я ищу своё истинное “я”, хочу познать себя», как будто существует «истинное я», отдельное от нашего восприятия. Нет личности, или души, которая была бы статичной и неизменной, монолитной, независимо существующей, которую можно было бы обнаружить и познать как наше «настоящее я», независимо ни от чего.

Нирвана — это покой

Четвёртый опечатывающий пункт: нирвана – это покой. Это означает, что мы можем освободиться от испорченных совокупностей и достичь освобождения. Другими словами, мы достигаем освобождения, осознав третью печать – что в пяти совокупностях отсутствует отдельное, самодостаточно познаваемое «я», что такого «я» в принципе не существует. Это нирвана, и это покой, потому что наступает конец всепроникающего страдания.

Всё это полностью соответствует учению о четырёх благородных истинах. Первые две печати (все воздействующие переменные изменчивы; и все испорченные явления – это страдание) описывают первые две благородные истины, истинное страдание и истинные источники страдания. Третья и четвёртая печати (все явления пустотны и лишены невозможной души; и нирвана – это покой) соответствуют третьей благородной истине – истинному прекращению страдания и его причин. Они также косвенно указывают на четвёртую благородную истину – истинные путеводные состояния ума (истинные пути), приводящие к истинному прекращению, то есть неконцептуальное понимание отсутствия невозможной души.   

Итак, наши пять совокупностей, будучи воздействующими переменными, изменчивы. Поскольку они возникают из неосознавания и содержат неосознавание, они испорчены. Испорченные неосознаванием, они воспроизводят страдание и на самом деле являются страданием. Однако наши совокупности пустотны и лишены невозможной души. Благодаря неконцептуальному познанию отсутствия невозможной души мы достигаем нирваны, которая представляет собой покой, потому что наши совокупности освобождаются от беспокойства, связанного с истинным страданием и его истинными причинами.

Top